Previous Entry Share Next Entry
О метаинформации и хештегах
a_mima
Метаинформация не должна быть частью основного содержимого, это всегда усложняет восприятие. Дополнительная информация должна быть доступна по запросу, иметь ниже визуальный приоритет.

Вот хороший пост:
<left>
</left>

При чтении ленты новостей нас в первую очередь волнует содержимое текста. Но всю ленту не всегда осилишь, поэтому самая первая и важная информация: кто автор. Автор позволяет нам сразу фильтровать насколько важным может быть содержимое, и стоит ли начинать знакомиться с ним.
Автор поста ВКонтакте показывается самым первым блоком поста, и дублируется аватаром, удобно.
Мы читаем ленту слева направо, сверху внизу, и самую важную информацию видим первой:  




Следующий вопрос: что интересного автор написал? Тут же следует содержимое, очень удобно. Были времена, когда посты начинались не с новой строки - это было смешением двух разных вопросов: кто автор, и что он написал. К счастью, эти времена прошли, и теперь, если автор не интересен, а времени мало, можно не переводить взгляд на следующую строчку, сразу переходя к другому посту.
Картинка — неотъемлемая часть этого поста. Как и текст, это сама передаваемая информация:



Есть ли еще какие-то вопросы к этому посту? Нет. Все что меня интересовало, я узнал, свою функцию пост выполнил, остальное мне не важно. Однако любопытство может привести к новым вопросам. Ответы на них нужны только тем, кто хочет эти вопросы задать, таких людей меньшинство. Обременять обычного читателя лишней информацией — дело неблагодарное. Поэтому вся метаинформация, ответы на новые вопросы, скрыта в менее заметных элементах поста. Их визуальный приоритет сильно ниже, к ним можно перейти только сознательно желая получить ответ:
<left></left>

Ответы на вопросы "когда был создан пост", "с какого устройства отправлен", "сколько человек оценило", "где находился автор", "где найти дополнительную информацию по теме" актуальны только для тех, кто сознательно хочет их найти. Поэтому в посте они разумно даны мелким шрифтом менее заметного цвета. Обычный читатель не обратит на них внимания. Удобно.

Тексты, написанные людьми для людей, всегда приятно читать:
Алеша, суп в холодильнике, не забудь выбросить мусор и покормить кота. Целую, бабушка.

Сравните с таким текстом:

На заре твиттера не существовало удобного способа добавлять метаинформацию отдельно от содержимого поста: твиттер использовали на старых телефонах через смс. При отправке смс-сообщения был доступен только его текст. Исторически содержимое твитов идет вперемешку с ответами на дополнительные вопросы, которые далеко не всегда интересуют читателя: "где почитать подробнее по теме", "что другие люди пишут об этом", "кто еще участвует в диалоге". Сравните сами:





Само наличие метаинформации в тексте не проблема, если она не добавляет информационного шума:



Казалось бы, мелочь. Но уже вот так можно усложнить восприятие информации. Наш мозг натренирован спотыкаться о знаки препинания и спецсимволы, в языке они несут смысловую нагрузку:



Пятки того как метаинформация при неправильном использовании убивает человеческие тексты начинает торчать даже когда есть инструменты текст не портить, но ими не пользуются. Сравните:

 




Чем больше ответов на незаданные вопросы вброшено прямо в текст, тем сложнее его читать. А если эти информация вовсе не предназначена для чтения, ей совершенно не место в тексте для человека.

Когда ВКонтакте запускали упоминания, были учтены все недостатки текстов для роботов. Вместо @babushka можно писать бабушка, это большой шаг вперед перед твиттером. Ссылка подсветится, но текст не будет перегружен или испорчен. Но позже были введены хэштеги, и решение уже оказалось не столь изящным. Хэштеги в том виде, в котором к ним привыкли в твиттере, это пережиток отправки сообщений через смс. Хештег отвечает на вопрос "что пишут другие люди по этой теме". Вопрос, который задает далеко не каждый. Место ответов на дополнительные вопросы там же, где живут другие ответы: внизу, мелким шрифтом незаметного цвета. Кому интересно - заглянет, нажмет на ссылку, и увидит поток информации по теме. Автор мог бы добавлять хэши как обычные теги к посту, отдельно от основного текста. В особо важных случях можно помещать хэштег прямо в текст, но зачем специально выделять его природу? Вот как могли бы выглядеть хэштеги:


Если хештег неотъемлемая часть сообщения, как упоминание человека, можно показывать его обычной ссылкой. Это удобно если нужно сослаться на трансляцию: "Желающие хорошо питаться, читайте трансляцию о вкусном". Вкусном будет кастомной ссылкой на поток по хэштегу (название которого, как и в случае с упоминанием человека, не обязательно совпадает с написанным в тексте). Если же поток по хэшу не является целью поста, то это дополнительная информация. А где бы мне почитать про другие супы? Добро пожаловать в отдельный блок для метаинформации, там можно найти ответы на все вопросы.

Недавно хэштеги эволюционировали, теперь можно смотреть все посты с тегом внутри ленты конкретного человека. Вместе с ними эволюционировал и вред, который метаинформация наносит легкости восприятия:





На мой взгляд, хэштегам не место среди основной информации. ВКонтакте ценен тем, что здесь все для людей.  Давайте сохраним легкость чтения текстов для людей. Хэштеги в текущем виде — путь к текстам для роботов. Народ еще не привык, помещает теги в начале или конце поста. Когда теги будут в середине, настанет твиттер.






http://vk.com/note66559_11803250

  • 1
  • 1
?

Log in